Родительский университет

План мероприятий

государственного учреждения образования

«Витебское кадетское училище»

по реализации республиканского проекта «Родительский университет»

на 2024/2025 учебный год

 

Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи проекта:

— формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

— формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

— обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

— организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

 

Название  темы занятий

Дата проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

ІІ ступень — «Мой ребёнок — подросток»

1

8 классы

   

1.1

Жизненные цели подростков

26.10.2024

Круглый стол

Воспитатели, педагог-психолог, педагог социальный

1.2

Как уберечь подростка от насилия

21.12.2024

Дискуссия

Воспитатели, педагог социальный

1.3

Осторожно: суицид

21.03.2025

Семинар

Воспитатели, педагог-психолог, педагог социальный

1.4

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях

24.05.2025

Практикум

Воспитатели, классные руководители, педагог-психолог

2

9 классы

   

2.1

Портрет современного подростка

13.09.2024

Семинар-практикум

Педагог-психолог, воспитатели, классные руководители, медицинский работник

2.2

Безопасность подростков в сети Интернет

09.11.2024

Лекция

Воспитатели, педагог-психолог, педагог социальный

2.3

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

08.02.2025

Круглый стол

Воспитатели, классные руководители, педагог социальный

2.4

Будущее Вашего ребёнка — Ваше будущее

18.04.2025

Семинар-практикум

Воспитатели, классные руководители

ІІІ ступень — «Мой ребёнок — старшеклассник»

1

10 классы

   

1.1

Здоровье — это жизнь

13.09.2024

Семинар-практикум

Педагог социальный, воспитатели, медицинский работник

1.2

Первая любовь в жизни вашего ребенка

09.11.2024

Дискуссия

Воспитатели, педагог-психолог

1.3

Как сохранить репродуктивное здоровье юношей и девушек

08.02.2025

Лекция

Воспитатели, медицинский работник

1.4

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

18.04.2025

Практикум

Воспитатели, классные руководители, педагог-психолог

2

11 классы

   

2.1

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

26.10.2024

Консультация

Воспитатели, классные руководители, педагог-психолог

2.2

Как уберечь ребенка от зависимостей?

21.12.2024

Круглый стол

Воспитатели, педагог социальный, медицинский работник

2.3

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

21.03.2025

Круглый стол

Педагог социальный, воспитатели, классные руководители

2.4

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам

18.04.2024

Лекция

Воспитатели, классные руководители, педагог-психолог

*В плане возможны изменения

15-16 лет – сложнейший и важнейший в жизни человека.

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

  1. Проблема здорового питания.

Интересные факты:

– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90% настаивают на этом праве;

– 66% детей желают кушать по-разному.

В зависимости от своего пола:

– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

Родителям нужно знать, что дети, особенно мальчики, в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если ребенок ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

  1. Увлечение диетами.

Согласно данным исследований,73% девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

  1. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.

  1. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс — это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих детей, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление.

Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье ребенка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы ребенка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации, например, экзаменов или соревнований.

  1. Вредные привычки.

Тревожные факты:

-В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16 — 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с детьми о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего. Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения. Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2 раза больше, чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

  1. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня ребенка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:

  • смерть исамоубийство как постоянная тема разговоров;
  • предпочтение траурной или скорбной музыки;
  • раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний;
  • фантазии на тему о своей смерти;
  • интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества и т. п.);
  • приобретение средств для совершения суицида;
  • приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел;
  • написание прощальных писем;
  • странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми;
  • несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания;
  • особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти;
  • проявление признаков депрессии.

Особенности психоэмоционального состояния:

  • пониженное настроение, глубокая печаль;
  • резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
  • потеря аппетита; переедание;
  • повышенная сонливость; бессонница;
  • снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;
  • снижение внимания;
  • нерешительность;
  • апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес;
  • социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;
  • негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности;
  • пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.

К словесным признакам относятся:

  • высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность;
  • прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше»;
  • косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания;
  • прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
  • много шутить на тему самоубийства.

Для какого возраста характерен детский суицид?

Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Ирины: Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал ее угроз стал более жестким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку – будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».

Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 – 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни – непонимания.

А какой он подросток?

Подростковый возраст очень сложен и опасен. Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей.

Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Чтобы успешно пережить все злоключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать и любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.

Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации – половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком…

Взрослые должны желать помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации. Многие родители стремятся к этому, но недостаточные навыки общения с подростком и недостаток знаний делают их беспомощными перед проблемами подростка.

Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.

Можно считать, что подростковый период завершился успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки. Конец подросткового возраста – это начало взрослой жизни…

Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.

Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.

Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей оказывается человек.

Причины проявления суицида

  1. Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых.
  2. Резкое повышение общего ритма жизни.
  3. Социально-экономическая дестабилизация.
  4. Алкоголизм и наркомания среди родителей.
  5. Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
  6. Алкоголизм и наркомания среди подростков.
  7. Неуверенность в завтрашнем дне.
  8. Отсутствие морально-этических ценностей.
  9. Потеря смысла жизни.
  10. Низкая самооценка, трудности в самоопределении.
  11. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
  12. Безответная влюбленность.

Особенности проявления депрессии у детей и подростков

  1. Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.
  2. Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий).
  3. Повышенная утомляемость.
  4. Повышенный уровень тревоги, беспокойства.
  5. Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость.
  6. Снижение иммунитета.
  7. Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
  8. Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.

Причины данного расстройства неоднородны. Лечение, как правило, назначает психотерапевт или психиатр как амбулаторное, так и в стационарное.

Что может удержать подростка от суицида

  1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
  2. Будьте внимательным слушателем.
  3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
  4. Помогите определить источник психического дискомфорта.
  5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
  6. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.
  7. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
  8. Внимательно выслушайте подростка!

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

  1. Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
  1. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  4. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
  5. Сохраняйте контакт со своим ребенком.Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

  • расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;
  • придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;
  • помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии.

«Что посеешь, то и пожмешь!» – гласит народная мудрость.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти жизнь.

Совет родителям прост и доступен: Любите своих детей, будьте искренни и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе.

Подростковый возраст связан с активной социализацией – родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды. В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным.

В подростковом возрасте люди стремятся к независимости – поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свои силы и возможности и, при необходимости, обращаться за помощью ко взрослым.

  • Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах.
  • Необходимо с подростком обсуждать различные виды угроз в Интернете и их последствия для подростка и членов его семьи.
  • Необходимо рассказывать подростку о сохранности личной информации и осторожность при ее распространении, о мерах безопасности при интернет-знакомствах и при переходе «из виртуальной жизни в реальную».
  • Рассказывайте о необходимости установки антивирусных программ на телефон и компьютер.
  • Напоминайте детям об ответственном, достойном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения
  • сплетен или угроз другим людям.
  • Убедитесь, что подростки советуются с вами перед покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что для детей это незаконно.
  • Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно. Будьте последовательны в ваших требованиях.
  • Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.

Всё то, на что подписан ваш ребёнок, формирует его внутренний мир. Так что анализ социальных сетей – это очень важно.

Информация, которая наполняет аккаунт ребенка, напрямую отражает его эмоциональное состояние.

Специалисты рекомендуют родителям найти золотую середину. Необходимо иногда контролировать профиль ребенка – количество друзей, записи, музыка и видео, аватарки. Если вам что-то насторожило – поговорите! Поинтересуйтесь настроением ребенка, спросите, все ли у него в порядке в школе, не поругался ли с кем из сверстников. Говорите ему, что вам важно, что происходит в его жизни. Ребенок должен научиться не бояться, не стесняться проговаривать с родителями даже неприятные ситуации.

Если ваш ребёнок уже зарегистрирован в соцсетях, то не поленитесь, создайте себе аккаунт, и подпишитесь на те же группы, на которые подписан он, и тогда вы будете получать себе в ленту те же самые посты, что и он, кроме репостов его друзей, конечно.

Полностью оградить ребенка от Интернета было бы неправильным. Запрещать ребенку регистрацию в социальных сетях — неразумно и несовременно. Главное в безопасности ребенка, который работает в Интернете, — доверительные отношения с родителями.

Помните: вы – пример для ваших детей. Желая оградить ребенка от неправильного контента (информации) и сформировать верное восприятие мира, контролируйте свое поведение. Не играйте в жестокие компьютерные игры, «не пропадайте» в Интернете. Дети – отражение нас самих.

  1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
  2. Научите своего ребенка громко кричать, если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
  3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
  4. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время.
  5. Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи ребёнок должен знать наизусть.

 

Поддержите ребенка в трудной ситуации!

  • Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый − самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
  • Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
  • Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
  • Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
  • Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.

Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, какие проблемы есть у ребёнка. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.

Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически нездоровыми людьми.

Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.

Откажитесь сами от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.

Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.

Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.

Поощряйте успехи, хвалите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [774.93 KB]

  • Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.
  • Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, какие проблемы есть у ребёнка. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.
  • Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически нездоровыми людьми.
  • Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.
  • Откажитесь сами от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.
  • Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.
  • Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.
  • Поощряйте успехи, хвалите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.

  1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
  2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
  3. Создавайте вместе семейные традиции.
  4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
  5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще говорите теплые слова.

Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.

Конфликт с подростком можно если не предупредить, то значительно ослабить, если проявить любовь и запастись терпением. При этом важно помнить, что в любом конфликте, обмен «любезностями» на эмоциях – один из худших вариантов разрешения сложившейся ситуации.

В ответ на хамство или грубость спокойно и уверенно скажите, что в таком тоне разговаривать с родителями непозволительно, и предложите подростку некоторое время побыть одному в комнате, чтобы успокоиться. Это один из способов выйти из «горячей» фазы конфликта. А вот обсуждать, что именно привело к конфликту, какие при этом переживания возникли у родителей, какие у подростка, как разрешить возникшее недопонимание – следует позже, на фоне спокойного эмоционального состояния всех заинтересованных сторон. 

Для начала почаще вспоминайте себя в возрасте вашего ребенка. Как вы сами себя вели и почему, что хотели продемонстрировать, доказать родителям, о чем хотели, чтобы они услышали, что, наоборот, от них скрывали. Вспомните свои чувства и переживания, это поможет наладить связь с вашим подростком. 

Помните о том, что мозг подростка сильно отличается от вашего мозга, он еще в процессе созревания, многих вещей ребенок реально не осознает, не понимает риски, не чувствует черты, безопасности, пробуксовывает инстинкт самосохранения. Подросток попросту не может просчитать и увидеть наперед все возможные последствия своих поступков. Он может быть не в состоянии увидеть вещи с вашей точки зрения. 

Проявляйте гибкость в отношении некоторых вещей, будьте готовы искать компромиссные решения. Когда вы идете на компромисс, вы демонстрируете ребенку навыки решения проблем.

Однако, в ситуациях, в которых вам нужно сказать «нет», ведите себя твердо, но спокойно. Проявите понимание и уважение к желанию ребенка, однако ваше «нет» будет нерушимым, и проверять его на прочность не стоит. Ну какие это могут быть ситуации? Например, ребенок хочет сделать татуировку на теле. «Милый, я понимаю, что тебе хочется выглядеть так же, как твой кумир, и ты можешь сделать это, когда тебе исполнится 18. А сейчас тебе 13 лет, времени подумать — вагон. Но пока тебе нет 18 лет, татуировки делать я тебе не разрешаю». 

Избегайте конфликтов, когда вы расстроены или раздражены. Сгоряча можно сказать много лишнего и обидного, что еще больше увеличит пропасть между вами и ребенком. Отложите разговор до тех пор, пока не успокоитесь, пока не почувствуете себя спокойным и здравомыслящим человеком. Заведите такое правило в семье, пусть все привыкают: пока мы расстроены или раздражены, мы не пытаемся решать споры, иначе можем сильно поссориться.

Прежде чем говорить свои веские слова ребенку, взвесьте их, подумайте, как они звучат со стороны, как прозвучат для вашего подростка. Все ли ему будет понятно, нет ли в вашем обращении обидных слов, которые отвлекут его внимание от сути и спровоцируют новую ссору. 

Когда начали разговор с ребенком, старайтесь быть максимально в него вовлечены, сосредоточены на нем: не отвлекайтесь на телефон, на телевизор, установите зрительный контакт с ребенком, выслушивайте его, не перебивайте, дайте ему высказать свое мнение, свою точку зрения. Будьте готовы услышать неприятные вам вещи, даже о себе.

Будьте с ребенком честны и откровенны по поводу чувств, которые заставляют вас поступать тем или иным образом, не разрешать все подряд, говорить «нет». Это поможет ребенку понять, почему вы так себя ведете. «Для нашей семьи этот праздник особенно важен, это наша традиция, и я хотела бы, чтобы ты был в этот день с нами, а не с друзьями в кинотеатре». 

Если в общении с ребенком при всем старании вы проявили несдержанность, слишком остро отреагировали на мелочь, признайтесь ребенку, что не хотели так себя вести на самом деле, извинитесь. Вы – не совершенный родитель. Вы обычный родитель. Если самообладание быстро не возвращается, попросите ребенка отложить разговор до момента, когда вы успокоитесь. Вспоминайте правило: не решать вопросов в раздраженном состоянии. 

Если не может успокоиться ребенок, особенно после вашего отказа в чем-то, уважайте и его проявление чувств. Скорее всего, он захочет уйти и хлопнуть дверью в своей комнате. Дайте ему эту возможность. Это его право. Это нормально. Просто дайте понять, что вы рядом, готовы выслушать, когда он готов будет поговорить. 

Но если вы еще стараетесь не проявлять гнев и крик по отношению к подростку, то ему это сделать по отношению к вам гораздо тяжелее, хотя бы потому, что он находится под неконтролируемым действием гормонов. Так что, если ребенок сердится на вас, повышает голос, выбирает слова пообиднее, психологи обычно советуют:

— оставаться спокойными;

— сделать перерыв обоим, если трудно оставаться спокойными;

— дать понять ребенку, что вы слушаете его, уважаете его мысли и чувства, понимаете, чем они вызваны;

И самое сложное в конфликтной ситуации: помнить о сути проблемы, которую вы сейчас пытаетесь решить, и не поддаваться на соблазн припомнить старые ошибки ребенку или съехать вообще на другую тему. 

Самое главное – это не позволять себе переходить к насилию. Когда у вас возникают ссоры и споры с подростком, несогласие и даже гнев – это нормально. Но вот применение насилия уже ненормально. Такое поведение неприемлемо ни для вас, ни для ребенка. Если он готов перейти черту, и вы это видите (сжал кулаки и готов разломать свои вещи), вы должны предупредить его, что так себя вести нельзя, даже если ты раздражен. «Ты сейчас не в порядке, я не буду продолжать с тобой разговор, пока ты в таком состоянии. Успокойся и мы поговорим и постараемся найти правильное решение». Демонстрируйте собственным примером, как это – управлять эмоциями, владеть самоконтролем. 

Почему это так важно – уметь управлять собственными эмоциями и реакциями, когда вы слышите что-то неприятное для вас от ребенка? Да просто потому, что ребенок будет учиться этому у вас и не будет бояться сложных разговоров с вами, не будет бояться ваших реакций – гнева, слез, истерик, упреков. А значит, у него не будет необходимости лгать вам, скрывать от вас что-то, делать за вашей спиной. Открытые честные отношения, в которых ваш ребенок доверяет вам и без опаски может спросить о чем-то запретном, сложном, непонятном, дорогого стоят. И главный их строитель – Вы.

Уважаемые родители!

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках, секциях и т.д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии у своих родителей!

«Только прививая своему ребёнку оптимистичный взгляд на мир, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг»

Дома и в школе подростков часто беспокоят негативные мысли: «никто не хочет со мной общаться», «я — неудачник», «остальные ребята выглядят такими счастливыми», «со мной что-то не так». В эмоциональном благополучии подростков ключевую роль играет самовосприятие. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым. Как можно помочь ребенку укрепить самооценку и уверенность в себе?

Вот простой способ: в разговорах давайте ему почувствовать себя понятым и услышанным. Для этого применяйте техники перефразирования и уточнения, которые часто используются детскими психологами и продвинутыми родителями: «Ты хочешь это?», «Ты имеешь в виду, что…», «Если я тебя правильно понял, ты…», «Интересно, расскажи об этом подробнее», «Что ты имел в виду, когда сказал…». Ребенок, растущий в окружении, где его слушают и пытаются понять, начинает делать то же самое.

Самооценка человека держится на двух китах – убежденность, что меня любят и со мной все в порядке, и вера в собственную компетентность, в то, что я способен справляться с проблемами, даже если поначалу не знаю как. У вас две главные стратегии: проявлять свою любовь и дать возможность как можно чаще переживать опыт успеха. Это основа. Убеждайте ребенка, что все проблемы разрешимы, что с ним все в порядке, что каждый человек время от времени сталкивается с трудностями. И еще очень важно: развлекайтесь и больше смейтесь вместе. Это не так трудно, если немного поразмышлять и правильно организовать время.

Многие родители, искренне любят детей, либо не считают нужным, либо не умеют проявлять свою любовь. А ведь проявление любви к ребенку способно неожиданным образом изменить то плохое его поведение, которое родителям до сих пор не удавалось изменить непосредственно. Счастливый и уверенный в себе ребенок редко ведет себя плохо. Очевидно, что именно ощущение того, что его любят, и создает чувство счастья, спокойствие и уверенность в себе.

Улыбка и зрительный контакт. Этот простой канал передачи родительской любви часто используется не по назначению, когда ребенка заставляют смотреть в глаза родителю, раздраженно выражающему свое негодование. Открытая улыбка — самый простой способ сообщить ребенку, что его принимают, несмотря на многое, что родители хотели бы изменить в его поведении, что с ним все в порядке и что он может рассчитывать на родительское сочувствие, помощь и поддержку.

Ласка и контактный комфорт. По мере взросления ребенок получает все меньше родительской ласки, но нуждается в ней не меньше, чем младшие дети. Особенно выражен ее дефицит у мальчиков (в первую очередь со стороны отцов), поскольку в обществе распространено ошибочное мнение, что это может избаловать мальчиков и помешать им стать мужественными. Для каждого возраста родители могут выбирать свои формы общения, обеспечивающие ребенку контактный комфорт, включая дружеское подбадривающее похлопывание по спине, взъерошивание волос, сочувствующее пожатие руки.

Похвала и поддержка. Большинство родителей обращают внимание на неприемлемое для них поведение ребенка, а хорошее поведение считают нормой, не требующей оценки. В результате общение с ребенком сводится к упрекам, угрозам и обвинениям, теряется контакт и возможность влиять на поведение. В любом ребенке внимательный родитель найдет множество качеств, за которые его можно искренне похвалить.

Слова любви. Ребенку необходимо время от времени слышать от родителя, что его любят и всегда будут любить, вне зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Ясное выражение родителями своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка. Предоставление свободы действий. По мере взросления, особенно в период подросткового кризиса, ребенок все больше нуждается в пространстве для принятия собственных решений. Без этого невозможно формирование ответственной, способной самостоятельно строить свою жизнь личности. Гиперопека построенная на замечаниях и упреках, приводит к инфантилизации, пассивности, снижению самооценки и тревожнодепрессивному эмоциональному фону. Предоставление свободы действий дает ребенку возможность почувствовать уважение к себе и значимость своего мнения, что укрепляет его уверенность в собственных силах.

Безусловное внимание. Безусловным вниманием называется время, подаренное родителями своему ребенку, когда тот сам выбирает, чем заниматься. Его инициативы помогают развить лидерские навыки, а внимание родителей — укрепить внутрисемейные связи и чувство собственной значимости.

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

«Колючие», обидчивые, ранимые, дерзкие – это всё о них, о подростках. О тех, кто вступил в трудный переходный возраст. О тех, кто находится на пути от детства к взрослости. О тех, кому сложно понять и принять всё то, что с ними происходит.

Что нужно знать о подростковом возрасте?

Психологи уже давно отмечают тенденцию «омоложения» подросткового возраста. Дети теперь вступают в переходный период гораздо раньше, чем их родители, – в 10-11 лет. Также отмечено «продление» подросткового возраста до 18-19 лет, когда ребёнок достигает совершеннолетия и отделяется от родителей не только психологически, но и материально, финансово.

В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).

  1. В младшем подростковом возрасте ребёнок уже начинает ощущать свою взрослость, у него усиливается потребность в общении со сверстниками, его организм готовится к изменениям.
  2. К 13-14 годам гормональная перестройка достигает своего пика. Ребёнок становится раздражительным, обидчивым, у него часто меняется настроение.
  3. Переходный период завершается вступлением ребёнка во взрослую жизнь. У юношей и девушек стабилизируется эмоциональное состояние, появляются зрелые, взвешенные решения. Наступает время для полного отделения от родительской семьи.

Сколько продлится подростковый возраст у вашего ребёнка, точно неизвестно. Поскольку, созрев физически, подросток может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.

Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости. И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей.

Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.

Почему сложно детям?

  • Они меняются внешне и внутренне. И, порой, им сложно принять эти изменения и контролировать их.
  • Хотят быть принятыми в обществе, чувствовать себя значимыми. Вместо этого могут встретить насмешки, агрессию со стороны сверстников или стать жертвой травли.
  • Ждут понимания от родителей и принятия всех их особенностей. Вместо этого сталкиваются с тотальным контролем, критикой и запретами.
  • Хотят самостоятельности и независимости, но не могут её получить, поскольку ещё не несут полной ответственности за свои поступки.

 

Почему сложно родителям?

  • Не знают, как вести себя с повзрослевшими детьми.
  • Привыкли быть авторитетом для своего ребёнка.
  • Не готовы отпустить от себя сына или дочь.

Особенности переходного периода

Что происходит с девочками в подростковом возрасте:

  • ищут себя, свой стиль, экспериментируют с внешностью и одеждой, стремятся привлечь к себе внимание;
  • появляется интерес к        мальчикам как     к      объектам

противоположного пола, возникает первая влюблённость;

  • часто возникают перепады настроения: безудержное веселье сменяется глубокой тоской;
  • появляется повышенная тревожность, связанная со школьной успеваемостью, ответами у доски, отношениями с одноклассниками;
  • стремятся к самостоятельному разрешению проблем без помощи взрослых.

Что происходит с мальчиками в подростковом возрасте:

  • становятся агрессивными, грубыми, злыми из-за повышенной выработки мужского гормона – тестостерона;
  • озабочены своей внешностью,
  • стремятся поразить окружающих смелыми поступками, склонны

к позёрству;

  • нередко демонстрируют протестное поведение: прогуливают

уроки, сбегают из дома;

  • пробуют алкоголь, сигареты, курительные смеси;
  • стремятся принадлежать к «группе», быть её частью.

Ошибки родителей в воспитании

Как мы уже говорили, родителям тоже непросто пережить период взросления их сына или дочери. Поэтому многие, часто неосознанно, своими фразами или действиями разрывают те нити любви и доверия, которые связывают их с ребёнком.

Что не рекомендуется делать родителям подростков:

  1. Критиковать и запрещать общение ребёнка с друзьями («Мне не нравится этот твой Вася, он и учится плохо, и одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы ты с ним дружил»).
  2. Высмеивать внешность и одежду («Ты зачем так накрасилась в школу? Выглядишь как клоун»).
  3. Чрезмерно контролировать все сферы жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил? Ну-ка, быстро покажи мне телефон»).
  4. Относиться как к маленькому ребёнку («Тебе ещё рано знать об этом. Вот вырастешь, тогда и поговорим»).
  5. Игнорировать переживания подростка («Что ты там опять рыдаешь в спальне? Иди лучше уроки делай»).
  6. Сравнивать со сверстниками, одноклассниками, детьми знакомых («А вот Настя из вашего класса на одни пятерки учится и маме по дому помогает, а у тебя на уме только одни мальчики»).

Как правильно вести себя родителям в этот непростой период

Психология подростка такова, что он будет отстаивать своё мнение в любых ситуациях, даже если не прав. Поэтому старайтесь разговаривать с ребёнком в спокойном тоне, не срываясь на крик и обвинения. Выслушайте его точку зрения и вместе с ним найдите подходящий вариант разрешения конфликта.

Позиция родителей важна, нужно понять ребёнка как себя самого в этот период. Задача – незаметно трансформировать отношения в дружеские. Поговорить по душам как друзья – единственно верный путь, и потихоньку искренне рассказывая о своём детстве, вы найдете обоюдный интерес к общению об этом периоде с переходом во взрослую жизнь.

Задача – наладить внутреннюю связь, которую, я думаю, важно сохранить всем родителям:

  • Чаще разговаривайте с ребёнком обо всех изменениях, которые с ним происходят. Большинство родителей этого не делают, оставляя подростка один на один с его переживаниями. Затроньте темы первой влюбленности, начала половой жизни, употребления алкоголя и психотропных веществ. Объясните ему, что не всё, что пробуют или советуют попробовать друзья, безопасно и не принесёт вреда.
  • Поддерживайте ребёнка в любых начинаниях и увлечениях (кроме тех, которые могут нанести ему вред). Даже если они вам кажутся глупыми и несерьезными. Необязательно их разделять, главное – уважайте выбор ребёнка.
  • Относитесь к подростку как к взрослому, пусть даже и не считайте его таковым. Дайте свободу в принятии решений, но пусть не забывает и об ответственности за свои поступки.
  • Перейдите из позиции «над» в позицию «рядом». Станьте для ребёнка другом, старшим товарищем.
  • Ваш ребёнок взрослеет и отдаляется от вас. Не пытайтесь остановить этот процесс запретами и чрезмерным контролем за его жизнью.
  • Обратите внимание на то, чем занимается ваш ребёнок в социальных сетях. Не стоит читать его переписку – это дело личное. Но знать, в каких он состоит группах и сообществах и нет ли в них опасности, вы имеете полное право.
  • Частые конфликты с ребёнком в большинстве случаев возникают из-за чрезмерного контроля и когда родители слишком активно начинают лезть в его жизнь.
  • Если все ваши разговоры с ребёнком сводятся к обсуждению оценок в школе и критике за бардак в комнате и невымытую посуду, вы рискуете потерять доверительные отношения с сыном или дочерью.
  • Совместные прогулки, поездки, походы, разговоры по душам помогут наладить отношения с подростком гораздо быстрее, нежели нравоучительные беседы.
  • Да, вам могут не нравиться друзья вашего ребёнка. Но критиковать или запрещать общаться с ними – не самый лучший выход из ситуации. Подросток воспримет это как очередное покушение на его независимость и самостоятельность в выборе приятелей.
  • Если подростковый возраст вашего ребёнка протекает особенно тяжело, сын или дочь всё больше отдаляется от вас, ходит подавленный и часто плачет – обязательно обратитесь за помощью к психологу! Это могут быть признаки травли в школе, конфликтов со сверстниками, появления у подростка депрессивных и суицидальных мыслей.

Запомните, дорогие родители: подростковый возраст вашего сына или дочери – не навсегда, рано или поздно он закончится. Постарайтесь сохранить хорошие, доверительные отношения с ребёнком, не оттолкните его запретами и осуждением. Подростку очень нужна ваша любовь и поддержка, хотя он всеми силами пытается доказать обратное.