Родителям

ПЕРВЫЙ ГОД В КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ.  РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ

Учебный год для ребят с первого года обучения в кадетском училище начинается с процесса адаптации, то есть приспособления, привыкания к новым условиям обучения, воспитания и т.д.

Для ребят, только что оторвавшихся от родителей и друзей, — это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми учителями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.

На успешность адаптации учащихся к новому типу учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт подростка, багаж школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры. Учащиеся часто бывают по прибытию в училище не готовы к лишению привычных условий опеки и образа жизни. Время и успешность адаптации или социализации зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. 

Противоречие, возникающее между учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми к кадетам, и их реальными возможностями, и состоянием здоровья, могут негативно сказываться на процессе адаптации, соответственно, создается ситуация дезадаптации.

Признаками дезадаптации являются:

—       повышенная тревожность и неуверенность в себе;

—       агрессивность и чувство малоценности;

—       чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-общением;

—       длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.

Нередко в процессе телефонных разговоров с ребёнком родители могут услышать слёзы и разочарование от поступления в кадетское училище.

Как разговаривать с ребёнком, который испытывает трудности в адаптации к новым условиям обучения?

  • Спокойно выслушивать эмоции. Давать обратную связь: сказать, что понимаете его чувства. Объяснять ребенку, почему он чувствует то, что чувствует («Просто все для тебя сейчас новое и пока непонятное до конца, поэтому ты волнуешься, переживаешь, боишься, скучаешь… и плачешь…. Но! Это всё временно, поверь, сынок/доченька, внучек/внучка, брат/сестра!»). Возможно, нужно заранее продумать, что спросите, что расскажите…
  • Показывать плюсы обучения в кадетском училище. Рассказывать, как восхищалась сыном, например, бабушка, когда увидела его фото в форме. Рассказывать, как вы всей семьёй собираетесь на мероприятие, где сын будет торжественно принимать клятву кадета.
  • Можно идти маленькими шагами: «Давай до каникул посмотрим, а там решим. Скоро Новый год, приедешь на праздник, и все обсудим и т.д.». Тянуть время иногда полезно.
  • Регулировать тон голоса в разговоре, не допускать тревожных ноток: «Ой, а как ты поел? Ох, не вкусно? А форма не мала? Обижает ли тебя кто? Ой, двойку получил?». Тревога родителей передаётся детям. А у них тревоги и так достаточно.
  • Включить рациональность. Даже если Вам это не свойственно, постарайтесь. Не поддавайтесь на провокации, не сулите дорогих подарков в увольнении, не обсуждайте преподавателей и воспитателей с ребёнком.

И ещё важно понимать, что слезы – это выплеск сильных эмоций, природная реакция на стресс (сейчас у всех адаптационный период!) Именно слезы позволяют снизить нервное напряжение.

А кому, как ни близкому и родному человеку доверить самое сокровенное, тревожное и… искреннее, «попросить» поддержки и силы духа!

Поэтому Ваша задача выслушать и эмоционально отозваться:

«Я тебя понимаю. Я тебя очень люблю и горжусь тобой! Я с тобой! Ты справишься!»

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в общении. Выражайте всем видом и речью спокойствие и уверенность, что ваш ребенок справится. Задавайте вопросы: «Что он сам может сделать?», «Чем Вы можете ему помочь?»
  • Активизация внутренних мотивов учения. Такой побудительной силой может быть стимул стать военным (личная заинтересованность).
  • Доверительная атмосфера, в которой ребенок может обратиться с любым вопросом к родителю. При этом взрослый должен быть авторитетом для подростка.
  • Разговаривая, старайтесь понять своего ребенка, его чувства, не навязывая свою точку зрения. Если Ваш ребенок говорит ощущениями, просто слушайте его и вникайте. Как только он увидит, что Вы понимаете его, он перейдет на логичный разговор, в ходе которого, скорее всего, обратится к Вам за советом.
  • Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими детьми.
  • Первые месяцы обучения в училище становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему поддержку.
  • Поддержкой может быть и подсказанный ребенку выбор поведенческих реакций. Не все дети обладают полным набором адекватных способов поведения. Предлагая на выбор несколько вариантов, взрослый тоже будет влиять на развитие мотивации достижения, а не избегания удач, что важно для адаптации и гармоничного формирования личности.
  • Необходимо вместе с ребенком анализировать его ошибки, формулировать параметры оценки успеваемости.
  • Не следует умалять важность чувств ребенка на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Отнеситесь к ним серьезно и не используйте фразы типа: «Разве это проблема?», «То ли еще будет…».
  • Опирайтесь на сильные стороны и возможности ребенка, помогая определить, как исправить слабые стороны.

По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в стране сохраняется устойчивая тенденция омоложения лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков. В январе-октябре текущего года число обучающихся, совершивших преступления в этой сфере, не только не снижается, но и имеет тенденцию к значительному росту.

 

 

По состоянию на 01.11.2021 подозреваемыми по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, признано 169 лиц (за аналогичный период 2020 года — 55), обучающихся в учреждениях общего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Эпидемиологическая обстановка оказала существенное влияние на процессы, происходящие в настоящее время в наркосреде. Молодые люди стали активнее реагировать на предложения «легкого заработка», размещенные на различных интернет-площадках, несмотря на понимание незаконности своих действий.

В связи с этим риски увеличения количества обучающихся, вовлеченных в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, по-прежнему остаются высокими. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что несовершеннолетние из разряда потребителей наркотиков, зачастую переходят в состав организованных преступных групп, занимающихся не только сбытом наркотиков, но и организацией нарколабораторий по их изготовлению.

 

 

Источник: Молодёжь Беларуси

С подростком просто не бывает — у него возрастной кризис, период перестройки отношений с ровесниками, с обществом, с собой, с родителями. Это заставляет ребенка меняться, он становится непредсказуем, чем пугает родных. Как пройти через кризис и сохранить отношения?

Переходный возраст подростка проживает вся семья. В кризис вовлечены и родители, и сам ребенок. Только вот оценка происходящего у них может быть разной. Важно разобраться в проблеме и понять, что делать дальше.

Для подростка кризисной может стать любая ситуация, которую он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки. Ее отсутствие вызывает у ребенка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка

Любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая, может спровоцировать кризис. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка. Вот некоторые распространенные варианты таких ситуаций:

  • неразделённая любовь или разрыв отношений;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелая болезнь);
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (скандалы, развод родителей).

Степень тяжести переживаний кризисных ситуаций во многом зависит от особенностей личности подростка. Могут усугубить положение:

  • импульсивность, склонность к непродуманным поступкам;
  • перфекционизм (желание делать все идеально), обостренная реакция на критику, на собственные ошибки и недочеты; агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком. Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала). 

Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество).

Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому.

Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок. Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных ситуациях.

При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (педагогу-психологу, педагогу социальному, врачу-неврологу, психиатру — в зависимости от ситуации). Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями, интересоваться, как ведет себя ребенок в школе, в компании. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело. «Хорошо бы, чтобы у подростка была возможность пообщаться с чужим, незаинтересованным человеком, … который с тобой, для того чтобы ты в разговоре с ним подумал про себя, — считает психолог Людмила Петрановская. — Это может быть кто-то вроде коуча, это может быть психолог. У кого-то есть такой учитель, это везение. У кого-то это может быть старший друг».

 

КАК ВЕСТИ РАЗГОВОР С ПОДРОСТКОМ

  • Успокоиться самому.
  • Уделить все внимание ребенку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

Фразы, которые лучше не произносить:

  • «Когда я был в твоем возрасте…»;
  • «Да ты просто лентяй!»;
  • «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»;
  • «Кто же может понять молодежь в наши дни?»;
  • «Что посеешь, то и пожнешь!»;
  • «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Чтобы поддержка родителей принесла реальную помощь, необходимо придерживаться в разговоре с ребенком нескольких простых правил:

  • Активное слушание.Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
  • Прояснение намерений. «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
  • Расширение перспективы.«Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
  • Нормализация, выражение надежды.«Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки депрессивного состояния, не стоит трактовать их как обычный возрастной кризис. Необходимо срочно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

 

Признаки депрессивного состояния подростков

  1. Снижение интереса, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление психоактивных веществ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребенка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только слабые люди). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.

 

Куда обращаться в кризисных ситуациях

Сайт, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации: http://pomogut.by

 

Сайт для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в Сети:- http://kids.pomogut.by

 

Республиканский центр психологической помощи: http://rcpp.by

 

Республиканская «Детская телефонная линия»:

8-801-100-1611

 

Республиканский телефон доверия

для детей и подростков:

8-017-263-03-03

 

Телефон доверия в Витебске:

61-60-60 (круглосуточно)

УЗ «Витебский областной детский клинический центр»

Городской центр здоровья молодёжи:

тел.: 57-24-71 

Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

 Главные компоненты буллинга:

  • это агрессивное и негативное поведение;
  • оно осуществляется регулярно;
  • оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
  • это поведение является умышленным.

 

Существуют следующие виды буллинга:

  1. Физический школьный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например, нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.
  2. Психологический школьный буллинг– насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг– обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей;
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • школьный кибербуллинг– оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.

Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

 

Если ваш ребенок стал жертвой буллинга

Большинство детей стесняются признаться в том, что над ними издеваются. Они могут никому об этом не рассказывать. Если ваш ребенок все-таки пришел к вам за помощью, отнеситесь к этому серьезно. Если ребенок впервые попросил о помощи, но к нему не отнеслись серьезно, второй раз он уже к вам не обратится.

 

Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?

Вот сигналы, на которые следует обратить внимание. 

  • Ваш ребенок не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.
  • Не имеет близких приятелей, с которыми проводят досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).
  • По утрам, в воскресенье часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти за занятия.
  • Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
  • У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в учреждение образования.
  • В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
  • Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
  • Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка.
  • Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, сумка находятся в аварийном состоянии.

 

Как помочь своему ребенку, ставшему жертвой школьного буллинга:

— прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;

— убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

— сообщить об этом администрации учреждения образования, воспитателю, классному руководителю, педагогу социальному или психологу;

— сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

— ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

— успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».

Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации.

Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку.

Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира.

Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования.

 

Родители могут сыграть важную роль в предотвращении проявлений буллинга.

Вот несколько рекомендаций.

Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается.

Хвалите их, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли отстоять свою точку зрения.

Спросите у детей, как прошел их день в училище, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах, об училище.

Серьезно отнеситесь к буллингу. Большинство детей стесняются рассказывать, что их обижают. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь ребенку.

Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребенка, даже если обидчиком является ваше чадо.

Призывайте ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Если ваш ребенок видит, что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать так же.

 

Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к доверительным отношениям с ним, поддерживайте его в трудных ситуациях, обращайтесь за помощью к администрации кадетского училища, педагогу-психологу, педагогу социальному!